Пшат (פְּשָׁט) – Простой смысл |
В этом начальном стихе автор, Шауль, представляет себя и свою миссию. Он не действует от своего имени. Его авторитет основан на трех вещах:
1) Его статус: он —
«Раб Всевышнего». В еврейской традиции это высший титул, означающий полную преданность воле Творца. Это сразу же отличает его позицию от оригинального текста, где говорится о рабстве Мессии. Здесь же служение направлено исключительно на Самого Бога, как у Моше и Давида.
2) Его полномочия: он —
«посланник» (шалиах) и
«избранный/отделенный» (нивдаль). Слово нивдаль связано с понятием святости (кдуша), что означает «отделенность» для особой цели. Он был отделен от прочих занятий для выполнения Божественной миссии.
3) Его задача: четко обозначенная цель — рассказать другим народам о двух главных истинах иудаизма: что
Бог Один, и что
Его учение, Тора, несет в мир свет мудрости и добра через Машиаха.
Каждое слово здесь — это отсылка. Титул
«Раб» (Эвед) намекает на «Раба Господня» из книги пророка Йешаяу. В главе 49 пророк говорит об этом рабе: «И Он сказал мне: ...Я сделаю тебя светом для народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли». Шауль видит свою миссию как прямое исполнение этого древнего пророчества. Центральный намёк скрыт в
гематрии (числовом значении слов).
Миссия Шауля — нести миру
«свет» (Ор, אוֹר
) и весть о
«Бесконечном» (Эйн Соф, אֵין סוֹף
) Боге.
Удивительно, что гематрия слова
Ор (Алеф=1 + Вав=6 + Реш=200) равна
207.
И гематрия понятия
Эйн Соф (Алеф=1 + Йод=10 + Нун=50) + (Самех=60 + Вав=6 + Фей=80) также равна
207.
Намёк ясен: «свет Торы» — это и есть свет Самого Бесконечного Бога. Другая гематрия: весть о
Единстве (Эхад, אֶחָד
), число которого
13, по сути является вестью о
Любви (Ахава, אַהֲבָה
), число которой также
13.Драш (דְרָשׁ) – Толкование |
Рассказывают мудрецы (Мидраш Танхума), как юный
Авраам пришел к осознанию Единства Творца. Он видел, как солнце восходит и заходит, как луна сменяет его, и думал, что они — боги. Но поняв, что у них нет абсолютной власти, он пришел к выводу, что над всеми ними есть единый Правитель. Тогда он вошел в лавку своего отца Тераха, который торговал идолами, и разбил их всех, оставив самого большого с молотом в руке. Когда отец спросил, что случилось, Авраам ответил: «Большой идол перебил всех остальных». «Но они же не живые!» — воскликнул Терах. «Тогда пусть уши твои слышат то, что говорят уста твои», — ответил Авраам. Подобно ему, Шауль идет в мир, полный идолов — ложных идеологий, власти, богатства — чтобы показать их пустоту и указать на Единого, истинного Бога. Другой мидраш (Ваикра Рабба) рассказывает о споре
рабби Акивы с римским наместником Турнусом Руфусом. «Чьи дела прекраснее, Бога или человека?» — спросил римлянин. Рабби Акива принес колосья пшеницы и свежеиспеченный хлеб и сказал: «Колосья — дело рук Бога, хлеб — дело рук человека. Хлеб прекраснее». Так и Бог оставил мир несовершенным, чтобы человек стал Его
партнером в творении. Он оставил народы в духовной тьме, чтобы Израиль, неся им свет Торы (Семь законов Ноаха), стал партнером Бога в совершенствовании мира.
Еврейская мысль учит, что для сотворения нашего мира Бесконечный Бог совершил акт
«Цимцум» — Он как бы «сжал» и «скрыл» Свой безграничный свет. Представьте себе гениального учителя, который сжимает свои необъятные знания в несколько простых слов, понятных первокласснику. Так и Бог «упростил» Себя, чтобы Его творение могло существовать и обладать свободой воли. В результате этого сокрытия мир наполнился «пустым пространством», где может существовать зло. В ходе творения произошла космическая катастрофа —
«Швират а-Келим» (Разбиение Сосудов). Божественный свет, наполнявший мир, оказался слишком сильным для «сосудов», и они разбились. Их осколки (клипот, «скорлупы») упали вниз, заключив в себе
«ницотзот» — искры Божественной святости. Эти искры рассеяны по всему творению, в каждом человеке, в каждом народе. Миссия праведника, и в особенности шалиаха такого как Шауль, — это
«Бирур а-Ницотзот» (Отбор Искр). Он должен идти в самые материальные и далекие от святости места (в «народы мира»), находить там эти плененные искры и, через учение о Единстве и свете Торы, освобождать их из «скорлупы» идолопоклонства и невежества, возвращая их к их Божественному Источнику. Это и есть тайный смысл его миссии — не просто учить, а совершать духовное исправление мира (
Тикун Олам), подготавливая его к полному избавлению во времена Машиаха.
В этом первом стихе Шауль закладывает фундамент всего своего послания, определяя себя не как основателя новой веры, а как звено в древней цепи Божественных посланников. Называя себя «рабом Всевышнего», он принимает на себя высочайшую ответственность, подобно Моше и Давиду, и продолжает дело праотца Авраама — нести знание о Едином Творце в мир, полный ложных идолов и идей. Его миссия — это не просто учение, а провозглашение великой тайны: весть о Единстве Бога неразрывно связана с вестью о Его Любви, ведь в священном языке эти два понятия отражают друг друга. В мире, где Божественное присутствие сокрыто, подобно солнцу за облаками, Шауль видит свою задачу в том, чтобы быть тем, кто помогает «раздвигать эти облака». Он ищет рассеянные по всему миру искры святости, чтобы, осветив их светом Торы, вернуть их к их Источнику. Таким образом, вся его деятельность — от личного посвящения до всемирной миссии — это акт великого исправления, подготавливающий человечество к эпохе, когда Машиах завершит эту работу, и Бог станет един для всех, и имя Его — едино.